30 января 2011 г.

Facebook: как мы без него жили раньше?

По каким законам живет социальная сеть на 500 миллионов человек.


C появлением Facebook наша жизнь не просто изменилась. Для многих она наконец-то наполнилась смыслом. Вот что делал раньше Иван Иванов? Иван Иванов вставал в 7.15 утра по будням и в 10.30 по субботам. Шлепал в ванную, натыкаясь на дверной косяк. Проклинал косяк. Становился под душ, путая краны холодной и горячей воды. Чистил зубы, забывая закрыть тюбик. Вливал в себя кофе. Выливал половину на брюки. Проклинал краны, тюбик и кофе. Садился в машину, выяснял, что забыл дома бумаги, проклинал все, возвращался домой, возвращался в машину, ехал по пробкам, проклинал пробки, приходил в офис, проклинал шефа, уходил из офиса, проклинал пробки, приходил домой. Включал телевизор, проклинал телевизор, выключал телевизор, выключал свет, натыкался на косяк. И засыпал, его проклиная. И была ли интересна кому-то жизнь Ивана Иванова?

А потом Иван Иванов стал пользователем Facebook, и жизнь его заиграла новыми красками. Он по-прежнему встает в 7.15 по будням и в 10.30 по субботам, по-прежнему путает краны и забывает закрывать тюбик, по-прежнему выливает половину кофе на брюки, ругается с шефом и стоит в пробках. А на косяке уже образовалась вмятина. Но теперь Иван Иванов пишет об этом в своем статусе. «Может ли нормальный человек каждый день вставать в 7.15 утра?!» — спрашивает в своем статусе Иван. И тут же получает десять версий, разнящихся между собой, как север и юг, запад и восток, водка и портвейн. «Только я никак не могу научиться закрывать пасту», — задает в следующем статусе следующую тему Иван. И немедленно убеждается, что таких большинство и все одинаково страдают от того, что засохшая паста не выдавливается на щетку. «Почему кофе никогда не проливается мимо моих брюк?!» — приободренный, пишет Иван. И, о чудо, выясняет, что кофе ни у кого не проливается мимо, и ему еще повезло, потому что кофе он пьет не очень горячий, а вот один тип любил горячий, и ему потом пересаживали кожу на этом… сами понимаете, где. Иван полюбил пробки: они не мешают ему писать о том, что он стоит в пробке. Иван полюбил офис: там так уютно писать о том, как тоскливо сегодня в офисе. Иван даже полюбил босса: если бы не босс, вряд ли бы его посты были наполнены такой сокрушительной иронией, таким искрометным юмором, таким убий ственным сарказмом. И вряд ли бы собирали такое количество «лайков». А «лайки» Иван полюбил так сильно, что всегда пересчитывал их перед сном. Никогда прежде за всю свою жизнь Иван не получал столько «лайков» — ни от одноклассников, ни от одногруппников, ни от коллег. И теперь чувствует себя, как актер, годами ждавший, когда же она придет, его звездная роль, и наконец ее дождавшийся. Это же так приятно, когда тебя любят сотни!

Более того. Чтобы оправдать любовь своих френдов, Иван начал читать больше книг, смотреть больше фильмов и слушать больше дисков. Потому что теперь Ивану открылся истинный смысл этих занятий: прочитать, посмотреть, послушать — и запостить!

Кстати, Иван увлекся еще и фотографией. Недавно сменил невнятную мыльницу на нарядную «лейку» и теперь фотографирует все, что видит. А видит он теперь гораздо больше, чем раньше. Научился, да. Дошло до того, что вчера он впервые не наткнулся на дверной косяк.

Статус Ивана: «Косяк! Я тебя вижу!» собрал 60 «лайков» и 124 комментария.

Тусовщик


Может быть как мужского, так и противоположного пола. Подавляющее большинство статусов в течение дня — оповещение о вечерней тусовке в «Клаве», «Солянке», на «Крыше Мира», в Imperia Lounge, Rolling Stone и любом другом месте. Статусы наутро варьируются от «как мне было плохо» до «как нам было хорошо», промежуточный вариант — «кто-нибудь помнит, как мне вчера было?!». Читать это тем, кто не принимал участия в веселье, так же интересно, как слушать про чужие сны. С другой стороны, от Т. есть и ощутимая польза: он всегда в курсе, где кто диджеит и где сегодня наливают бесплатно.

Подвид: тусовщик эпизодический
Каждый из нас время от времени, вернувшись домой под утро, на следующий день вывешивает пост «Зачем мы поехали в пятый клуб, кто-нибудь знает?» И этот риторический вопрос собирает до 100 комментов.

Пиарщик


Имеет в друзьях две-пять тысяч человек, лично знает от силы 500 из них. Френдит всех желающих, даже явных отморозков, так как не намерен подставляться и сообщать о себе чтолибо более интимное, чем новый концерт/выставка/проект. Беззастенчиво оповещает всех о своих мероприятиях, от дальнейшей переписки уклоняется. Никогда не использует ненормативную лексику, так как это может навредить его имиджу, а имидж для пиарщика — все. Изредка позволяет себе вольности вроде уведомления френдов о своих перемещениях по миру. Например: In Paris. Raining. Или: In Gvatemala. Monkeys. Или: In Texas. Cows.
Подвид: начинающий пиарщик
Делает все то же самое, но имеет во френдах каких-то жалких 1500 человек. Иногда сбивается на личное. Например: In Paris. In Love.

Блогер


Часто журналист, иногда графоман и в прошлом — активный пользователь ЖЖ. Писать по любому поводу для него так же естественно, как есть, пить и курить. Всерьез уверен, что все его мысли, чувства и открытия интересны всему человечеству, поэтому сообщает о них с частотой 3–5–10 статусов в день. Темы — любые: от Химкинского леса до субботней вечеринки, плюс микродрамы на работе, в семье и личной жизни, плюс то, над чем он в данный момент работает, чью биографию читает, плюс меню в ресторане, где он ест. Во френдах обычно имеет около 1000 человек, но половину из них давно «спрятал», нажав на кнопку hide, чтобы не засоряли ленту своими глупостями типа «Идет дождь и рабочие со стройки. Мне тоскливо, щас помру», ибо уверен, что подобные изречения может писать только он сам. Остроумен и иногда выдает неожиданные суждения, но не всегда политкорректен.
Подвид: плохой журналист
Очень расстраивается, когда его пост «Проснулся, оделся, умылся, кончилась зубная паста» остается без комментариев и даже без жалких «лайков».

Яна Зубцова (Sex and the City)