14 марта 2013 г.

"За*башь себе лук" или кто такие хипстеры

На днях нашел в интернете очень интересную статью о хипстерах, героях нашего времени. Она меня настолько приколола, что я не поленился перевести ее специально для интересующихся данной темой(привет, Саша!)). Прочитавшим до конца - гарантирую много улыбок и узнанных персонажей!))



Эмо, где вы? Готы? Панки и металлисты? Вроде бы недавно были и вдруг куда-то делись. Однако расстраиваться не стоит: их достойная замена уже ходит по улицам. Хотя отчасти это, вероятно, и есть те самые упомянутые выше неформалы и другие, кто не попал в узкие субкультурные рамки, но в несколько «трансформированном» виде. В этой молодежи уже давно есть название, собственно, больше для удобства тех, кто классифицирует, чем тех, кого классифицируют. Термин появился в 40-х годах прошлого столетия - «хипстер».

Терминологические особенности
Возьмите любой словарь, а мы возьмем словарь Оксфордского университета, там слово «хипстер» - «hipster» означает «личность, которая следит за последними тенденциями моды». Происходит от американского сленгового «hip» - «человек понимающий», «to be hip» - «быть в теме». Хипстерское движение набрало обороты после Второй мировой и распространилось среди битников. Хипстерами называли тех, кто слушал джаз, тусовался с джаз-музыкантами и всячески старался быть на них похожим. Собственно, в одежде, языке, взгляде и стиле жизни - в этом помогали легкие наркотики, сленг, ироничный взгляд на все и свобода сексуальных отношений. Ну и вообще свобода как принцип, прежде всего. Но уже в 1960-х Америка с головой окунулась в новые субкультурные волны, такие как хиппи, панки, скинхеды и т.п., которыми и смыло хипстеров. Правда, временно.

Они вынырнула в начале 2000-х, но уже как непосредственный продукт общества потребления. Возраст - в основном 16-25, некая транзитная зона, момент перехода личности, которая взрослеет, в действительно взрослую жизнь. Как и их предшественники, хипстеры XXI века умеют не просто потреблять, но и быть в теме, что именно необходимо потреблять прежде всего. Современные «эталонные» хипстеры,а дальше речь пойдет именно о них, достаточно тщательно следят за последними музыкальными, литературными, кинематографическими и вообще культурными трендами, новостями и новейшими гаджетами. Достойные герои книг Чака Палагнюка(считается одним из создателей хипстер-литературы наоборот) ведь разоблачает тотальный консерватизм  И в то время как герой его «Бойцовского клуба» Тайлер Дерден кричит о необходимости саморазрушения на пути к самопознанию, хипстер вводит себя и реальность в культ, ничего не только не разрушая, но и лелея и исследуя.


Украинские хипстеры не слишком выделяются на фоне мировых «собратьев». Единственным отличием является временные рамки, то есть то, что эта субкультура у нас возникла и расцвела несколько позже, чем, например, в США. Современные отечественные хипстеры обитают преимущественно в крупных городах - на периферии практически не найдешь магазинов модной одежды, к тому же там не хватает полноценного творческой жизни. Тусят хипстеры, как и представители других субкультур, повсюду: от кафешек и клубов до чьих-то квартир и улицы. Но во всем есть налет интеллектуальных акций. И если кафе, то обычно с приставкой «смарт» (от английского «умный»). В Киеве любят скапливаться в учреждениях типа «Диван», «Фазенда бар», «Журнал», «Циферблат», Киевская малая опера. Также популярны заброшенные здания, где проходят мероприятия вроде фотоивентив, показов культовых фильмов и музыкальных вечеринок для «продвинутых».


Актуальность - главная опция этой субкультуры. На то, чтобы быть постоянно в теме, тратится львиная доля времени и усилий хипстера. Если и не ходить по ультрамодным тусовкам, то хотя бы знать все о каждой из них, быть в курсе новейших исполнителей хипстерской стилистики и создателей литературного и визуального контента. Отсутствие этого знания может привести в лучшем случае к разочарованию в хипстере его окружения, в худшем - к выпадению из тусовки как таковой. Потому что здесь, в отличие от многих других субкультурных движений, только внешних атрибутов - вида и соответствующей стилистики музыки в плеере - не хватает. Требуются еще и внутренние, т.е. владение материалом, определенный интеллектуальный уровень, ведь обычно хипстер имеет высшее образование или даже несколько и постоянно читает. "Только те люди, которые владеют информацией, достигают многого. Нужно быть подкованным  быть в теме, в тренде, быть на гребне волны и мечтать, потому что мечты сбываются", говорит хипстер Анна Наконечная.

Внешние признаки
Хипстеры - это люди со средним или выше среднего достатком, соответственно позволить себе могут и брендовые вещи. Популярные фирмы (здесь и далее названия брендов используются не в рекламных целях, просто без них не обойтись): Levi's, Topshop, Bershka. Из вещей характерны узкие джинсы, рубашки в клетку, парки (длинные теплые куртки, обычно с капюшоном), костюмы, шляпы, кеды, огромные шарфы, футболки с ироническими принтами. Девушки не гнушаются каблуками и платьями. Представителей этой субкультуры часто узнают за очками ray ban wayfarer или всем, что их напоминает. Есть квадратные, пластиковые, без диоптрии. Иногда и без стекла. Часто имеют велосипед и так же часто на нем ездят. Из-за любви к винтажа и ретро, ​​а также благодаря принципу «чем дешевле, тем круче» наряду с вещами из бутиков в них прекрасно уживается одежду из секонд-хенда, хотя бы те же растянутые свитера и футболки.

По словам Анны, внешний вид хипстера должен быть, как у героя «На дороге» Джека Керуака: "Если исходить из истории появления самого понятия, хипстером можно назвать дядю в джинсах темного, чем обычно, цвета и в рубашке в клеточку или просто пестрой" . А тех, кто уверен в том, что "если у тебя нет Молескина, велика, фотика с пленкой, свитера с оленями и кедов, то ты не в теме», называет юным поколением хипстерков, которые только подрастают "и уверены, что это барахло дает им внутреннее наполнение, хотя прочитали за свою жизнь около двух книжки ». Зато хипстер Игорь умение носить соответствующую одежду называет главным признаком этой субкультуры: «Желательно иметь модный вид в не совсем модной, дешевой одежде. Оптимально - не следовать моде, а формировать ее ». Особый шик, если хипстер свою одежду или аксессуар создал сам. Для него важно творчество само по себе, поэтому часто род занятий это фотограф и дизайнер.

В чем хипстеры однозначно подобны людям «не в теме», то это в любви к собственному изображения, т.е. они фотографируются везде, где любят «движевать». Фотография в определенном образе называется «лук» (от английского «look» - «смотреть», «вид»), ее вывешивают в социальных сетях, часто предварительно обработав в Instagram (сервис для быстрой обработки фотографий, приложение к iPhone, iPad и iPod Touch ). Хипстер Анна объясняет: "В каком бы состоянии ты не был, ты просто обязан заебашить look!"


Среди хипстеров популярны фотоаппараты Polaroid - это, конечно, самый шик, но бьет по карману, поэтому чаще Nikon. Особая тема - старые фотоаппараты вроде советского «Смена» или того же «Ломо», позволяющий делать так называемые ломограмы - фотографии со специфическим световым эффектом, фактически браком, который особенно ценится, или Holga (популярный среди российских хипстеров), который обеспечивает непредсказуемый приятный результат относительно цвета.Используют преимущественно технику и фирмы Apple и считают Стива Джобса культовой фигурой.

Музыка, кино, литература. Политика?
Исходя из концепции хипстера, все, и человек в том числе, должены быть свободными, поэтому, а еще из желания вырваться из массовой культуры , пища для его ума и души - это, преимущественно, так называемый артхаус (в основном американское авторское кино 2000-х) и инди-рок (от англ. «independent») как независимая от мейджор-лейблов музыка(впрочем, множество групп, которые себя так идентифицируют, на самом деле с ними сотрудничают, поэтому приставку «инди» большинство воспринимает как обозначения музыкального стиля). К тому же хипстеры, прилагая столько усилий, чтобы быть «на волне», фактически перехватывают то, что позже имеет перспективу стать массовым. Всего в плеере «человека в теме» можно найти жанры с приставками и музыкальные дробления типа фрик-фолк, дабстеп, нью-вейв, трип-хоп, дрим-поп, неоклассика. И не плеером единым - от любви к старому теплому «ламповому», то есть «виниловому» звуку, у многих есть коллекции пластинок и, конечно, проигрыватели.

Литература, которую читает хипстер, обычно как минимум современная и экспериментальная с атмосферой одновременного содержания и бессодержательности и собственно поисками смысла. Дэвид Фостер Уоллес с его «Бесконечным Шуткой» считается классикой. Ну и, конечно, авторы типовой библиотеки культуролога, например Бодрийяр, Делез, Кофман, Деррида, Барт, Кристева, Лакан, Фуко, Кваттари. Также хипстера любят литературу с приставками «контр-» и «анти-», то есть уже упоминавшийся контркультурных Палагнюк, а заодно и антисистемникы Керуак, Берроуз, Уэлш, Кизи, Сэлинджер и другие - однозначные must read для «людей в теме».

Хипстер может назвать себя гражданином мира, либералом, и политика его не интересует, пока не начинает мешать ему лично. Правда, бывают исключения. Например в России, одной из акций протеста дали название «Протест хипстера», а «хипстеры наносят ответный удар», первый текст Ильи Клишина, он же vorewig, кторый активно работает над созданием в блогосфере образа политического хипстера (который отождествляет с новой русской буржуазией ), был назван в медиа позже их «манифестом» (девиз: «Мы сложнее, чем ты думаешь»).

В роли козла отпущения
Если говорить о самовосприятии украинскими хипстерами самих себя, то, как и в любой субкультуре , имеют место и отрицание, и признание. Есть те, кто хотя и отвечает всем признакам, однако открещивается от такого ярлыка. Как объяснял Юрий, который себя хипстером не считает, хотя похож на представителя субкультуры благодаря внешнему виду и вкусу, «настоящие хипстера не желают быть хипстерами, потому что хотят, чтобы их воспринимали серьезно, как феномен культуры». Сам Юрий хочет, «чтобы внимание людей привлекал не хайп вокруг хипстера, а реальные поступки конкретных людей и в целом их жизнь как художественный проект». Есть и такие, которые к хипстерам себя не причисляют, но не обижаются, когда их так называют. Например Уля Мо, фоторедактор, которую считают чуть ли не идеальным хипстером, не воспринимает это за оскорбление, но так сама себя не идентифицирует. Многие из «людей в теме» вообще против такого определения и убежден, что быть хипстером "недостойно". И, наконец, есть такие, кто фактически надевает на себя роль хипстера время от времени, в зависимости от настроения, например архитектор Ева Иштван. Среди тех, кто считает себя хипстером, каждый определяет эту субкультру по-разному, однако почти все обобщают, что каждый хипстер стремится быть модным и свободным.


Хипстеров как только не называют: инкарнацией золотой молодежи, смесью яппи с хиппи, жертвами брендов с претензией на интеллектуальность, субкультурой без конкретной идеи, цели, мысли или миссии, формой без содержания, тунеядцами и паразитами на деньгах богатых родителей. Мол, ничего не делают, ничего не создают, идеологии нет, все, что им нужно, - это надеть новый Шмот и сделать очередной look. Одним словом, всячески отгораживаются от суровой реальности кафешками, ванильным кофе и макбуком с новеньким артхаусом.

Киевский веб-дизайнер и музыкальный блогер Сергей Якоб считает, что нападки на хипстеров  это "обычное дело", и в большинстве случаев является следствием плохой осведомленности об этих "творческих личностях". "Сегодня любые вещи могут вполне попасть под приговор "форма без содержания". Я думаю, что люди это те генераторы, которые создают любое явление и самостоятельно предоставляют ему содержание или его же лишают", - говорит еще один представитель субкультуры Игорь.

Действительно, как показывает практика, хипстеры просто переняли эстафету "козла отпущения". Битники были слишком погибшим поколениям, хиппи слишком любили цветы и легкие наркотики, панки были слишком неадекватными, готы - крайне мрачными, эмо - слишком слезливыми, а теперь хипстеры - форма без содержания. В постсоветских странах субкультуры не терпят, здесь и далее действует концепция «общего врага». Именно благодаря совместному «злу» возможно почувствовать противопоставление «я и они», «мы и они», которая для хипстеров, как и для их ненавистников, играет одну и ту же роль: дает возможность найти себе подобных и объединиться с ними через острое и непреодолимое желание контакта с единомышленниками.

 Автор: Марго Гонтар, Тиждень
Перевод: Сергей Деркач + Google Translate